8 июля 2021. 8 июля есть шанс поразмышлять о том, как молодости по плечу любые самые трудные задачи, а созидание и преодоление дают возможность быть счастливыми, как мало надо для занятий физкультурой и спортом, а девушка с ядром, диском и веслом — уже забытый образ красоты и здоровья, как иногда сложно взять ответственность, но еще сложнее произнести то, что и так знают все.
8 июля 1974 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, предусматривающее возобновление строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре протяженностью 3145 км, второй путь железнодорожной линии Тайшет — Лена — 680 км и однопутной линии БАМ — Тында — Беркакит протяженностью 397 км, а также строительство объектов производственной базы, дороги "средствами эксплуатации, включая оборудование устройствами диспетчерской централизации и связи, а также строительство зданий и сооружений, отвечающих современным техническим конструктивным и архитектурным требованиям, и создание благоустроенных жилых поселков…". К 1984 году построено 4200 объектов, включая 11 тоннелей и 148 крупных мостов, три города Северо-Байкальск, Тында, Усть-Кут и 45 благоустроенных поселков. Читинский участок трассы магистрали пересекает Каларский район Забайкальского края (ранее Читинской области) протяженностью 320 км.
От идеи, впервые выдвинутой в 1887 году, через предвоенное строительство 1935–1941 гг. первой 1000 км силами заключенных ГУЛАГа, к грандиозному воплощению и новому продолжению 21 века — такова незавершенная история БАМа. Всесоюзная комсомольская стройка. Тоннели и мосты, города и поселки, построенные с национальным колоритом молодежными строительными бригадами из всех республик, краев и областей огромного Союза, фантастические красоты и суровый северный климат, песенная романтика и тяжелый труд, наполненный смыслом — это БАМ. Но главное — это люди — светлые и сильные. БАМ продолжается.
8 июля 1951 года в Чите открылась спартакиада спортивных обществ. За три дня 153 спортсмена шести добровольных спортивных обществ ("Шахтер", "Медик", "Искра", "Локомотив", "Горняк", "Спартак") и окружного Дома офицеров соревновались на беговых дорожках, состязались в прыжках, в метании диска и толкании ядра. Поставлено 12 областных рекордов, в том числе побиты многие "застаревшие". Представительница Дома офицеров Е. Москаленко показала высокий результат в метании диска, совершив бросок на 39 м 15 см, и побила рекорд 11-летней давности в толкании ядра — 11 м. 52 см. Три областных рекорда в ходе спартакиады установила легкоатлетка Ида Короткова ("Искра"), пробежавшая 200 м за 27,3 сек, 100 м за 13,2 сек, показавшая результат 4 м 84 см в прыжках в длину. В общекомандном первенстве победила команда "Локомотива".
8 июня 1956 года в региональной прессе впервые появилась осторожная реакция на опубликованное 30 июня 1956 года постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий". Доклад первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева на ХХ съезду тогда не был еще обнародован. Постановление, вышедшее спустя четыре месяца после съезда, фактически впервые разъясняло позицию партии, давало оценку Сталина, допустившего "перегибы". Забайкальские трудящиеся "единодушно одобрили" документ, который обсуждали на собраниях в обеденных перерывах. Суть документа и само обсуждение не раскрывалось, а скрывалось в многоточиях. Подчеркивалась верность позиции партии, у которой "нет секретов от народа". Даже фамилия Сталина не звучала в статьях без авторов.
"На следующий день перед началом обеденного перерыва к агитатору подошли слесаря тт. Козырев и Баженов:
— Ну что, Павел, сегодня продолжите беседу о культе личности?
— Обязательно, — ответил т. Белявский.
И опять, как и накануне, на эстакаде собрались рабочие.
…Беседа окончена. Несколько минут продолжалось молчание, а потом рабочие стали высказывать свое мнение.
Из высказываний ясно одно — коммунисты и беспартийные рабочие цеха единодушно одобряют постановление ЦК нашей партии" (газета "Забайкальский рабочий" от 8 июля 1956 г.)
В обрамлении заголовков о повышенных обязательствах и успехах, только название Постановления оставалось таинственно тревожным. В регионе репрессиям в советские годы подверглись более 44 тысяч человек, из них почти 11 тысяч были расстреляны, но в 1956 году точных цифр никто не знал. Шла реабилитация.