18 марта 2021. Ника Новак, ИА ChitaMedia. Вопрос мошенничества в Забайкальском крае, да и не только, пожалуй, является одним из самых острых. Злоумышленники придумывают все больше новых схем для выманивания средств из кошельков добропорядочных граждан, нередко прикидываясь "посланниками добра" и что страшнее, используя в своих грязных делах несовершеннолетних. Круглый стол, организованный информационным агентством ChitaMedia собрал представителей краевой прокуратуры, УМВД, банков, общественных организаций, психологов и волонтерских объединений. В течении двух часов, на платформе "Точки кипения" специалисты обсуждали способы мошенничества, а также борьбу с преступной деятельностью.
Заместитель начальника отдела безопасности отделения Банка России по Забайкальскому краю Александр Завийский. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
Пандемия как удар по репутации финансовой системы РФ
Центробанк России, на сегодняшний день, является регулятором, занимаясь не только надзорной деятельностью не только кредитных организаций, но и некредитных объединений. Заместитель начальника отдела безопасности отделения Банка России по Забайкальскому краю Александр Завийский отметил, что тема дистанционного мошенничества не может не волновать специалистов банка, поскольку от действий злоумышленников страдают не только потребители, но и имидж финансовых учреждений. Кроме этого, по словам эксперта, от действий мошенников страдает и вся инвестиционная система Российской Федерации.
"Количество подобных преступлений по всей стране неуклонно растет. Забайкалье — не исключение, преступники ежедневно изобретают все новые и новые способы обмана", — рассказал Александр Завийский.
Так, по данным опроса, который проводило национальное агентство финансовых исследований, во второй половине 2020-го года около 45 % опрошенных владельцев банковских карт в России столкнулись с мошенниками, что в 1,5 раза больше, чем в первом полугодии 2020 года. При этом, количество респондентов, которые поддались на уловки мошенников и потеряли деньги, в первом и во втором случае, превысило 4 %.
карты. Фото: Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
А это значит, что со временем клиенты банков научились распознавать финансовых аферистов. Однако объемы хищений продолжают приманивать мошенников, исходя из количества пострадавших.
"Прежде всего, отмечу, что мошенники особенно активизировались во время пандемии, когда люди стали больше пользоваться картами, а также оплачивать услуги онлайн. Как перешли в онлайн граждане, так и преступники в этом направлении активизировались", — рассказал специалист Центробанка.
Так, например, в третьем квартале 2020 года, во время второй волны пандемии, количество зарегистрированных по стране операций по переводу денежных средств без согласия клиентов, составило более 180 тысяч случаев. При этом, 64% этих случаев пришлось на долю социальных инженеров. Во втором квартале 2020 года на социальную инженерию приходилось 74% случаев при 163 тысячах зарегистрированных инцидентов.
По словам Александра Завийского, несмотря на рост количества переводов, россияне стали меньше доверять подозрительных собеседникам на том конце провода. Граждане становятся более бдительными, однако необходимо отметить, что мошенники также понимают все тенденции, поэтому все чаще стали звонить своим жертвам с подменных сим-карт, используя реально существующие номера телефонов. Соответственно, человек, получая звонок от номера известной кредитной организации, начинает теряться.
Кроме этого, растет число фишинговых сайтов, которые похожи на сайты реальных компаний, но служат лишь для одной цели — выманить у людей конфиденциальную банковскую информацию. Преступники нередко представляются не только специалистами банков, но и сотрудниками правоохранительных органов.
Анна Сивова, психолог. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
На первом месте — коды, на втором — звонки
Психолог и заместитель директора "Бамбини-центра" Анна Сивова во время мероприятия высказала мнение, что телефон стал неотъемлимой частью жизни и все, что связано со средством мобильной связи, не воспринимается гражданами как нечто ужасное.
"Находясь в каком-то суете сует дне, каком-то загруженном,мы можем сделать что-то машинально: ой, код пришел от банка, я же сегодня как раз платил за ЖКХ, я , наверное что-то забыл. И мы нажимаем "ок". Это с одной стороны", — сказала психолог.
С другой же стороны, по мнению Анны Сивовой, мошенничество, связанное со звонками находится на втором месте после афер, связанных с введением кодов.
"Запретный плод" или сведения, не подлежащие распространению
Александр Завийский проинформировал слушателей о том, что реальные работники никогда не запросят информацию, касающуюся сведений карты.
У них вся эта информация есть. То есть, коды доступа, которые приходят в сообщения, запрашиваются только мошенниками.
Кроме этого специалист привел в пример случай, когда 47-летняя жительница Забайкалья сделала 90 переводов на сумму 1 млн 300 рублей на карту мошенников, предложивших ей сменить личный счет на безопасный.
Максим Логинов. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
Доказать и наказать практически невозможно
Заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД по Забайкальскому краю Забайкальского края Максим Логинов подчеркнул, что дистанционное мошенничество занимает большую долю по сравнению с иными преступлениями.
"В Забайкальском крае в 2020 году было зарегистрировано около 3 тысяч таких преступлений. За два месяца 119 месяцев в данной сфере зарегистрировано. Одним из основных видов является мошенничество путем обмана и кражи с банковских карт. На сегодняшний день, самым распространенным способ остается звонок от имени представителей служб безопасности банков", — сообщил сотрудник УМВД края.
В таких случаях преступники пытаются убедить граждан, в том, что на их счетах происходят непонятные операции, вынуждая их перевести деньги на безопасные счета. Для этого мошенники просят предоставить им личные данные банковской карты, что, разумеется, испуганный гражданин делает незамедлительно. По словам Максима Логинова, раскрыть такие преступления крайне сложно, так как они являются дистанционными — потерпевший не видел лица злоумышленника, а значит не сможет опознать. К слову, основная часть краж происходит из других регионов.
Специалисты сотовой связи МТС сообщили корреспонденту ИА ChitaMedia, что в целях безопасности информируют клиентов о том, чтобы те не переводили средства на незнакомые номера и не сообщали коды из СМС для подтверждения оплаты с номера или с карты. Кроме этого, сотрудники оператора заверили: мошенники нередко пытаются воспользоваться средствами граждан с помощью вредоносных ПО. Дабы избежать этого, следует устанавливать программы через официальные источники.
Любовь Азеева. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
Пенсионеры — приманка для аферистов
Пожилые люди становятся главными жертвами мошенников — пенсионеры, не понимающие аферистских схем, не предчуствуя опасности, расстаются с "кровными" средствами. Председатель Союза пенсионеров Любовь Азеева рассказывает, что организация занимается обучением финансовой грамотности с 2017 года. По ее словам, для борьбы с мошенничеством, не хватает помощи со стороны средств массовой информации, призвав журналистов как можно чаще освещать эту тему.
"В основе своей, сейчас на самоизоляции сидим дома, по телевизору какую только галимотью не смотрим. А что делать, день же надо убить?" — сказала председатель.
Арсалан Бадмаев. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
Случаи преступлений в сфере IT-технологий увеличились кратно
По словам заместителя прокурора отдела по административно-розыскной деятельности краевой прокуратуры Арсалана Бадмаева, телефонное мошенничество и кражи с банковских карт — неразделимы. Интенсивное развитие коммуникационных технологий повлияло и на распространение преступлений с использований технологий.
"Динамика преступности в целом: ежегодно количество имущественных преступлений, в том числе и краж с квартир, их количество уменьшается. Но последние два, три года преступления, связанные с использованием IТ увеличиваются, причем увеличиваются кратно", — рассказал представитель прокуратуры.
В 2019, 2020 годах количество таких преступлений увеличилось на 63 %, а за два месяца 2021 — го — с 385 до 555 случаев. Такая динамика характерна для России и ДФО в частности. Как отметил Арсалан Бадмаев, преступники не используют специального оборудования, в большинстве случаев главным инструментом становится доверие граждан.
"Подайте на ребенка" или дети-"коробочники"
Добровольцы в синих жилетах, на первый взгляд, не представляют опасности. Юные читинцы, прогуливающиеся по краевой столицы с прозрачными ящиками моментально внушают доверие, более того, ребята утверждают — собираем средства на благое дела, на спасение больного малыша. Однако, представители краевых благотворительных фондов и волонтерских организаций уверяют — "гражданских активистов" следует сторониться.
Кристина Рахманова. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
Председатель регионального отделения "Союза добровольцев России" Кристина Рахманова во время Круглого стола отметила, что деятельность подобных "добровольцев", на сегодняшний день, законодательно запрещена.
"Деятельность благотворительных фондов нам близка и понятна, потому что люди, которые сегодня у руля, они — наши друзья, потому что в той сфере, в которой мы работаем, нужно дружить друг с другом, иначе на этом рынке мы не выживем. Общественные организации, благотворительные фонды всегда сотрудничают. Мы всегда проводим мероприятия для сбора средств для фондов, потому что сами не можем собирать в ящик по уставу. Но что мешает нам, проводя мероприятие, пригласить фонд с его ящичком? Да, в октябре месяце вышли поправки к федеральному закону о благотворительности и добровольничестве, которые говорят о том, что сегодня нельзя собирать в ящики на улицах и в транспорте, но в магазинах можно. Стоять боксы в магазинах могут, но без людях на ножках", — рассказывает Кристина.
Впрочем, закон существует, а наказание — нет. Наверное, именно поэтому уже известный в городе благотворительный фонд "Милосердие" продолжает свою деятельность. Координатор Центра молодежных инициатив Денис Инжеев уже несколько месяцев ведет борьбу с активистами в синих манишках.
Денис Инжеев. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
Я узнал как проводятся инструктажи. Инструктаж проводит несовершеннолетняя девушка, от которой летят одни маты.
"Они уже знают, как правильно подходить к людям, как правильно просить, к кому подходить, какие слова говорить, чтобы больше получить. Сразу были приведены примеры при мне, сколько гражданский активист получает. После этого меня пытались убедить, что они не получают деньги за это. Но когда вынесли пакет с пятью тысячами мелочи, они не смогли ответить, откуда эти деньги", — рассказал Денис.
Юрий Денисов. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
Главный консультант аппарата Уполномоченного по правам ребенка Юрий Денисов представил во время мероприятия прейскурант заработных плат иработников фонда "Милосердие"
Промоутер получает в день 20% от собранного лично им, следом за ним получает руководитель фонда в городе — 5% от собранного в городе, примерно получается тысяча-полторы рублей, иногда и больше. Летом гражданский автивист получал в день самое большое — 12 тысяч рублей.
По словам Юрия Денисова, существует еще и помощник руководителя, который также получает 5 % в день. Итоговая сумма ошеломляет — разве может благотворительность строится так? Кристина Рахманова, уверяет — нет. Более того, девушка убеждена, если на улицах у вас просят фиксированную сумму или пытаются уговорить дать больше, то здесь нет места благим делам.
Марина Кириллова. Фото: Фото: Артур Капинос ИА ChitaMedia
В первые пять минут человек не соображает
Директор регионального центра финансовой грамотности, депутат Законодательного собрания региона Марина Кириллова рассказала, как сама однажды чуть не стала жертвой мошенников.
"Мы продавали мебель на сайте. Нам поступил звонок, потенциальный покупатель сказал, что ему все нравится. Муж в это время разговаривал по телефону, потом смотрю — куда-то рванул. Спрашиваю: "Ты куда?" Он: "Она сказала, чтобы я пришел к банкомату, а там будет совершен перевод денег. Я думаю, как через банкомат? Как это можно сделать? То есть люди и взрослые, и умные, а на своем стремлении получить желаемое, совершенно не соображают первые 5-10 минут и мошенники этим пользуются", — рассказала депутат.
Марина Кириллова отметила, что важно заниматься обучением финансовой грамотности граждан, для этого существуют специальный организации, созданные благодаря грантам.