Дугжууба, буузы, ехор: жители Забайкалья чествуют праздник Белого месяца

Белый бык посетил землю бурятского народа
Сагаалган
Фото: правительство Забайкальского края

12 февраля 2021. Ника Новак, ИА ChitaMedia. Сагаалган или по-простому "праздник Белого месяца" ступил на забайкальскую землю. Бурятский народ торжествует: в дацанах проводятся службы и обряды, белая пища становится главным угощением, а священный танец ехор затягивает в свой круг все больше людей. ИА ChitaMedia вспомнило самые яркие традиции Нового года по восточному календарю.

До ХVII века праздник Белого месяца было принято отмечать 22 сентября, в день осеннего равноденствия. По указу хана Хубилая, с 1267 года "Сагаалган"  был перенесено на первый месяц весны по лунному календарю. В современном календаре дата празднования выпадает на февраль, однако число меняется ежегодно. 

Дугжууба — обряд очищения 

Накануне Сагаалгана люди обтираются кусочком теста, затем лепят из него фигурку человека,передавая символу все болезни, беды, потери и возможную порчу. Затем фигурки относят в дацан, где складывают в ритуальное сооружение в виде пирамиды. Послеимолебна ламы зажигают екостер, а люди просят, чтобы с огнем ушло все плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы. 

Разжигание костра — обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется "Соор залаха" в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляются силы. Очень любят этот процесс маленькие дети. Но необходимо добавить, что нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер.

В буддийской традиции категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню — тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь как символ очищения, в который бросают фигурки из теста — находится только в монастырях и освящается ламами. Костер, который человек разжигает самостоятельно, такой функции не несет, более того, оскверняет дух огня. Поэтому, провести обряд в домашних условиях не удастся — необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.

В светлый праздник — с чистыми помыслами

Сагаалган считается чистым белым праздником. Люди наводят порядок в своем доме и устанавливают божницу, перед которой выставляют подношения богам: молоко, чай, творог. В последний день старого года необходимо соблюдение строгого однодневного поста. Соблюдение традиции необходимо для очищения тела и души от негатива.

Печенье, зефир белого или желтого цвета, конфеты в светлых обертках, вафли и булочки оформляют в виде округленной пирамидки и выставляют перед алтарем на широкой большой тарелке.

В ночь перед праздником не рекомендуется спать. Следует зажигать лампадки, благовония и читать молитвы и мантры. При этом лампадка должна непрерывно гореть до 4-5 часов утра, когда богиня Балдан-Лхамо — божество, обходя Землю, входит в каждый дом и осеняет своим присутствием всех живущих в нем людей.


божница и угощения. Фото: Фото: правительство Забайкальского края

Решительное НЕТ правилу "меры и достаточности"

У бурят существует неукоснительный принцип повседневной жизни — "правило меры и достаточности". Главный смысл его заключается в том, что нельзя брать больше того, что тебе нужно и кушать больше того, чем хочется. И лишь в Сагаалган дозволяется отступить от этого правила: можно покупать все, что нравится и употреблять пищу в любом количестве.

Прежде чем, садиться праздничный за стол и приступить к трапезе, нужно давать воздаяние молоком домашнему очагу, духам земли. Согласно мифологическому коду бурят, символ отца семьи выстраивается из искр огня в домашнем очаге, которые на небесах превращаются в звезды, тем самым олицетворяя продолжение рода. Символом матери является молоко, которое мать каждое утро воздает небесам, а брызги молока, превратившись в Млечный путь, охраняют всех живых существ, населяющих вселенную.

В праздник Белого месяца на праздничный стол ставятся традиционные национальные блюда, среди которых должна преобладать "белая пища" — молоко и молочные блюда. Мучные блюда составляют "боово" — хворост, пресные пшеничные лепешки, иногда сверху приправленные диким луком "мангир" со сметаной. Украшением стола служат варенья и морсы из дикоросов — смородины, брусники, голубики, моховки; отдельно ставят на стол замороженные  плоды брусники и плодов яблоньки-дичка. Гостям наливают зеленый чай, чай из аира болотного, листьев иван — чая, чай из сбора листьев смородины, шиповника, боярышника, брусники.  


Сагаалган 2020 обмен ходаками. Фото: Фото: правительство Забайкальского края

Соблюдение семейных ценностей

Одной из значимых традиций бурятского народа является соблюдение обязательного для всех этикета — приветствия и поздравления родителей и родственников. Младший по возрасту человек с поклоном первым протягивает руки с поднятыми вверх ладонями с хадаком старшему по возрасту человеку и перекладывает хадак на его руки. В ответ на этот жест старший возлагает свои руки ладонями вниз на руки младшего и также отвечает ему на его приветствие легким поклоном. Такая форма приветствия говорит об уважении, помощи и поддержке старшего поколения младшему.

Хадак — длинный шарф, символизирующий гостеприимство, чистоту и бескорыстие дарящего, дружеское и радушное отношение, сострадание.

Следом за приветствием следует обмен подарками. Во время этого обряда как дарящий, так и принимающий подарки человек оба должны быть в традиционном головном уборе и находиться лицом друг к другу. Младшие представители рода первыми дарят подарки родителям и старшим родственникам и говорят им благопожелания крепкого здоровья, долгих лет. В ответ старшие также говорят дарящим благопожелания и дарят им свои подарки. В данном случае стоимость, форма и престижность подарка не имеет значения, главным здесь является знак внимания друг к другу.

В первый день Сагаалгана все традиционно посещают своих родителей, приветствуют их и дарят подарки. Так, приветствуя отца и мать, сын или дочь преподносят им хадак и вручают подарки, желают им крепкого здоровья и долгих лет жизни. Родители в свою очередь поздравляют своих детей и также говорят им благопожелания.  На второй день праздника начинается хождение в гости к другим родственникам. Во время таких походов в гости дети показывают старшим свое прекрасное  знание родословной. Каждый ребенок должен был знать свой род минимум до седьмого колена. Некоторые знатоки рассказывают свою родословную до двадцатого колена и больше.


ехор. Фото: Фото: rckd-aginskoe

Поклонение солнцу

Ехор — древнейший танец, имеющий ритуально-сакральное значение, уходящий корнями в далекое прошлое. В его основе лежит миф времен палеолита о небесной охоте медведя за оленями, которые выкрали Солнце. 

Согласно мифу, медведь (тотемный предок) в течение ночи гонится за оленями или лосями, которые осенью подхватывают на свои рога Солнце и убегают. Вот почему в бурятских ехорных напевах встречаются слова: "Потанцуем, подражая бегу изюбря".

Ехор принято танцевать вокруг костра. По поверью, таким образом, человек приближает Солнце к земле, чтобы пришло тепло и земля разродилась. Этот ритуал — своеобразный вызов плодородия.

При создании статьи использовались материалы с сайтов культурабурятии и Проспект желаний

Смотрите полную версию на сайте >>>